Взаимоотношения оценочных компаний и кредитных организаций по состоянию на март 2008 года
Аналитики Комитета по оценочной деятельности Ассоциации российских банков изучили проблемы, связанные с оценкой в финансовом секторе. Оказалось, что больше половины отчетов банкам приходится корректировать - «с целью приведения оценки к рыночной стоимости».
В анкетировании участвовали 145 оценочных компаний и 60 банков (в том числе 20 крупных).
Исследователи стремились определить позиции потребителей и производителей оценочных услуг по ключевым вопросам, выявить наиболее острые проблемы, наметить пути их решения. Вопросы охватывали темы взаимной заинтересованности банков и оценщиков, приоритетность отдельных видов активов, проблемы коммуникации, информационного обеспечения и т.п.
В оценочном бизнесе заказы, связанные с банковским сектором, для 20% фирм занимают «определяющую» долю, для 34% компаний - «существенную», для 21% - «значительную», и только 24% опрошенных назвали финансовые заказы «незначительными».В оцениваемых активах преобладают коммерческая недвижимость (39%) и жилье (18%), незастроенные участки составляют всего 7% заказов.
По способу организации взаимодействия с оценщиками банки разделились на две группы. Примерно треть работает только с аккредитованными оценочными фирмами, 45% готовы принимать отчеты любых профессиональных оценщиков. Что любопытно: в сотрудничестве с аффилированной оценочной структурой не признался ни один из кредиторов.
Интерес представляет определение степени доверия заказчиков к результатам оценки. Крупные банки в 90% случаев проверяют полученные отчеты «на достоверность». По всей выборке этот показатель составляет 77% (табл. 1). Эти сведения практически совпали с мнением оценщиков: лишь 11% опрошенных сообщили, что банки принимают их отчеты, «не читая».
Результаты регулярных проверок для оценщиков не слишком утешительны.40% крупных банков корректируют результаты оценки «систематически», а еще 20% - даже «в подавляющем большинстве случаев».
При анализе проблемных кредитов выяснилось, что лишь в 5% случаев продажная стоимость активов соответствует первоначальной оценке, проведенной оценщиком.
Описывая возможные причины низкого качества оценки, финансисты на первое место поставили субъективные факторы - «преднамеренное занижение стоимости объекта» по желанию собственника. На второй позиции - профессиональная некомпетентность.
Оценщики, в общем, и не спорят: 49% в качестве основной проблемы, ведущей к недостаткам в отчете, назвали давление со стороны клиента.
Впрочем, сотрудникам оценочных фирм тоже есть что предъявить финансистам. В перечне встречных претензий - субъективизм при аккредитации, отсутствие четких критериев, требование «вывести» нужную банку цифру и даже практика «откатов» (у части банковских сотрудников).
Конструктивная часть исследования неожиданностей не содержит. Совершенствовать методологию, обучать сотрудников, построить рейтинг оценочных компаний… В целом же исследование получилось довольно взвешенным, его результаты дают, по крайней мере, основания для взаимной корректировки позиций.
Таблица 1. Степень контроля (по опросу финансистов)
Контроль отчетов об оценке | Все банки, % | Крупные банки, % |
Все отчеты любых оценщиков проверяются на достоверность, в том числе осуществляется проверка корректности определенной стоимости. | 77 | 90 |
Проверяются только отчеты оценщиков, не аккредитованных банком. | 2 | 5 |
Проверяется только соответствие предлагаемого в залог имущества и объекта оценки. | 18 | 0 |
Контроль не проводится ввиду отсутствия прецедентов предоставления в банк некорректной оценки. | 0 | 0 |
Таблица 2. Уровень достоверности (по опросу финансистов)
Необходимость существенно корректировать стоимость,установленную оценщиком, чтобы привести ее к рыночному уровню | Все банки, % | Крупные банки, % |
В подавляющем большинстве случаев | 15 | 20 |
Систематически | 33 | 40 |
В исключительных случаях | 42 | 35 |
Нет | 5 | 0 |
Таблица 3. Проблемы оценки для банков (сводные данные по анкетам финансистов и оценщиков)
Сектор проблем | Доля, % | Основные проблемы |
Субъективизм (заказная оценка) | 46 | Преднамеренное завышение стоимости объекта оценки согласно пожеланиям собственника; конфликт интересов заемщика, оценщика и кредитора. |
Методология | 30 | Отсутствие единых требований и стандартов, предъявляемых банками к оценке активов для целей залога; непонимание оценщиками специфики оценки для целей залога; неполный учет факторов, влияющих на стоимость, использование недостаточного объема информации. |
Профессионализм | 12 | Низкий профессиональный уровень региональных оценочных компаний и региональных банковских специалистов в области оценки; небрежность/ халатность в ходе проведения оценки. |
Ответственность | 6 | Отсутствие действенных меха- низмов привлечения к ответственности недобросовестных оценщиков. |
Сроки оценки | 4 | Увеличение сроков оценки негативно сказывается на взаимоотношениях банка с заемщиком. |
Нет проблем | 1 | - |