Взаимодействие с банками не всегда приводит страховые компании к коммерческому успеху.
Взаимодействие с банками не всегда приводит страховые компании к коммерческому успеху.
Взаимодействие с банками не всегда приводит страховые компании к коммерческому успеху. Иногда вместо прибыли они подсчитывают убытки
В первом полугодии 2007 года страховщики увеличили доходы в Северо-Западном регионе на 30%.
Добиться такого результата им удалось во многом благодаря банкам, которые понуждают заемщиков страховать приобретаемое в кредит имущество, а также собственную жизнь и здоровье. Причем выгодоприобретателем по имущественным договорам становится кредитная организация. Таким образом, она страхует кредитные риски за счет заемщика.
Лидирующие позиции в списке крупнейших страховых компаний Северо-Западного федерального округа (СЗФО) заняли те организации, которые доминируют в секторе автострахования. За первое полугодие страховщики собрали 6,4 млрд рублей по каско (страхование автомобиля от угона и ущерба). Еще 3,1 млрд рублей им принесло обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В общем объеме собранных премий на эти два вида страхования приходится 54% против 48% годом ранее. И именно в этом секторе разворачивается ожесточенная конкурентная борьба между компаниями за деньги клиента. Успеха добивается тот, кому удается заключить соглашения с наибольшим количеством банков и застраховать как можно больше купленных в кредит автомобилей.
По словам директора Северо-Западного филиала РСК Алексея Тюленева, компании удалось увеличить доходы на 234% за счет развития страхования кредитных машин и повышения эффективности работы с автосалонами. Владельцы новых машин приносят страховым компаниям основные доходы – на их долю приходится примерно 85% сборов по автострахованию. Остальное (15%) дают владельцы подержанных авто, но с ними страховщики связываются не очень охотно. Страховать автомобиль с пробегом для страховой компании более затратно, чем новое авто, купленное в салоне у официального дилера, особенно если машина привезена из Японии или США и не предназначена для продажи в России. Ремонт таких машин может стоить очень дорого. И, как говорят финансисты, «не всегда можно просчитать расходы заранее, чтобы вычислить безубыточный тариф».
Тарифные неурядицы
Тариф – главное орудие борьбы за клиента. Именно низкими расценками страховщики переманивают друг у друга страхователей. В результате такой политики страховые компании получили по каско самый высокий в отрасли уровень убыточности (отношение выплат к собранным премиям). В первом полугодии 2007 года текущая убыточность составила 58%. Но в некоторых компаниях ее уровень превысил 70 и даже 100%. Яркий пример – итоги деятельности Северо-Западного регионального центра «Альфастрахование»: в первом полугодии убыточность по каско составила 164%. В таких случаях менеджмент компании начинает реструктуризацию портфеля – пересматривает тарифы и продуктовую линейку.
В начале 2007 года в «Альфа-страховании» сменилось руководство филиала. И новые управленцы пытаются исправить плачевную ситуацию. «По некоторым моделям автомобилей базовые ставки не соответствовали реальной убыточности, и мы подняли тарифы в среднем на 30−35%. Кроме того, мы решили выйти из ряда сегментов автострахования, а именно – перестали страховать автомобили стоимостью до 15 тыс. долларов, будем делать акцент на дорогих авто – от 30 тыс. долларов. Вместе с этим мы отказались от страхования автомобилей старше пяти лет», – рассказывает старший андеррайтер Северо-Западного регионального центра «Альфастрахование» Антон Рюмин.
Когда страховщики говорят, что не страхуют определенную марку машин, то это не значит, что они отказывают клиенту в полисе. Они просто поднимают тарифы до небес, и потенциальный клиент идет искать другую компанию, рассчитывая сэкономить. В связи с этим разброс тарифов на рынке весьма широк. Одну и ту же модель автомобиля можно застраховать за 5,5% в одной компании и за 20% – в другой. Высокий тариф – это всего-навсего заградительный барьер на пути страхователя. Все зависит от опыта компании по определенным моделям машин: если он печальный, убыточность высокая, то и тариф будет большой, а если убыточность держится на приемлемом уровне, то и тариф невысокий. «Жесткая конкуренция между страховщиками в сегменте каско ведет к росту убыточности. Очевидно, что компаниям, специализирующимся исключительно на так называемом моторном страховании, не удастся избежать финансовых проблем», – уверен директор петербургского филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков.
Обычно когда компания ставит заградительные барьеры по страхованию каско, отказываясь от клиентов, то вместе с этим теряет клиентов и по автогражданке, поскольку им все-таки удобнее покупать два полиса в одной компании, а не в разных. Но на Северо-Западе в последнее время ситуация складывается таким образом, что в некоторых регионах полисы каско компании продают с удовольствием, а вот страховками ОСАГО предпочитают не торговать.
Дело в том, что тарифы по автогражданке устанавливает государство. И их величина сильно зависит от регионального коэффициента. В Петербурге он достаточно высокий. Поэтому убыточность этого вида страхования в городе на Неве не превышает 60%. Зато в других областях СЗФО коэффициенты заметно ниже, соответственно, ниже и тарифы. При этом стоимость ремонта автомобилей выше, чем в Петербурге. Вследствие этого убыточность в регионах растет быстрее, чем в Северной столице. «В Мурманске среднерыночная убыточность по ОСАГО уже достигла 74%, в Архангельске – 78, в Вологде – 80. Если не принять меры по уменьшению убыточности в этих регионах, ситуация может выйти из-под контроля», – считает заместитель генерального директора страховой компании «Русский мир» Евгений Гуревич. Некоторые петербургские страховые компании откровенно говорят, что приостановили выдачу полисов ОСАГО в Архангельске, Мурманске и Вологде. Как правило, это компании, занимающие небольшую долю петербургского рынка ОСАГО.
Пока гром не грянет…
Добровольное медицинское страхование (ДМС) – второй по значимости сектор страхового рынка Северо-Запада. В первом полугодии страховщики собрали здесь 2,7 млрд рублей, что на 18% превышает прошлогодний уровень. Основная причина роста по этому виду страхования – повышение тарифов, а не увеличение числа застрахованных. Их количество в первом полугодии возросло всего на 7,5%. Зато тарифы в некоторых компаниях поднялись на 23%. «Основная причина роста стоимости добровольного медицинского страхования – это подорожание услуг лечебных учреждений, в соответствии с которыми и формируются тарифы страховых компаний. При этом темпы роста цен одинаковы для всех типов программ страхования», – объясняет заместитель директора Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» по личному страхованию Владимир Яковлев.
Львиную долю доходов (90%) страховщикам по ДМС приносят корпоративные клиенты, а оставшиеся 10% – физические лица. Страховщики предпочитают страховать трудовые коллективы, а не отдельных людей. «Для коллективного страхования предусмотрены скидки на численность, дополнительные бонусы по программам. Сегодня расходы предприятий на ДМС могут относиться на себестоимость в размере, не превышающем 3% от фонда оплаты труда. В большинстве случаев полис обходится работодателю значительно дороже. Разница в стоимости страхования покрывается предприятием из прибыли, что в корне неправильно, так как ДМС попадает под двойное налогообложение. Некоторые предприятия идут по пути частичной оплаты стоимости полисов ДМС, остальное доплачивают сами сотрудники. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо снять ограничения в сфере налогового законодательства», – полагает руководитель отдела ДМС петербургского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Марина Трофимова.
Нежелание продавать гражданам полисы страховщики объясняют тем, что человек приходит за страховкой только тогда, когда у него что-то болит и настала пора лечиться. Страховки, предлагаемые в индивидуальном порядке, не соответствуют запросам граждан ни по содержанию, ни по цене. И даже налоговые льготы, предоставленные государством при покупке медицинской страховки, существенно не повлияли на спрос со стороны физических лиц. С 1 января текущего года расходы граждан на приобретение медицинской страховки не облагаются подоходным налогом. В связи с этим некоторые компании рассчитывали на увеличение спроса. «Мы осознавали, что если рост сборов в этом секторе и произойдет, то весьма незначительный. Наша государственная система такова, что для получения даже минимального налогового вычета необходимо потратить много времени, причем рабочего. Далеко не каждый человек готов (или имеет такую возможность) расходовать на это свои силы и время. Пока же бума продаж мы не зафиксировали. Полис ДМС для частного лица достаточно дорогой. Страховаться готовы в основном люди с широким спектром заболеваний. А тот, кто практически здоров, не хочет платить 700−1000 долларов за возможность вылечить ОРЗ в комфортных условиях», – говорит начальник отдела личного страхования страховой компании «Регион» Илья Петров.
Наиболее часто предлагаемый на рынке продукт – полис «Экстренная госпитализация». В него входит вызов «скорой помощи» и оплата пребывания в стационаре. Стоит такой набор услуг от 7 тыс. рублей в год и выше. В последнее время некоторые компании начали предлагать клиентам приобрести «Экстренную госпитализацию» при покупке полиса каско в расчете на то, что человек, страхующий автомобиль от повреждений при дорожно-транспортном происшествии, захочет застраховать и свое здоровье. Пока автомобилисты остаются равнодушны к заботе страховщиков. Но иногда при покупке автомобиля в кредит на приобретении медицинской страховки настаивает банк. И в этом случае автовладельцу приходится раскошелиться.
Кроме «Экстренной госпитализации» страховые компании активно продвигают на рынок страхование детей до года. Такие страховки включают вызов педиатра на дом, наблюдение личным врачом, вызов «скорой помощи», прививки, консультации и лечение. Все это удовольствие обойдется родителям в 50−70 тыс. рублей. Понятно, что бюджет среднестатистической петербургской семьи вряд ли выдержит такие траты. По мнению начальника отдела регионального развития страховой компании «Шексна-М» Леонида Андронова, распространение медицинского страхования тормозится из-за того, что страховки остаются услугой класса «премиум», они ориентированы на людей с уровнем доходов выше среднего. «Требуется время для подстройки медицинских программ под так называемый средний класс и бюджетный уровень», – считает Леонид Андронов.
Наиболее емкий рынок ДМС, разумеется, в Петербурге с его почти пятимиллионным населением. В каком направлении он будет развиваться, можно понять, сравнив его с московским рынком. Обычно все столичные тенденции с небольшой задержкой появляются в городе на Неве, и медицинское страхование не исключение. По словам Владимира Яковлева, в Москве стоимость программ, как правило, заметно выше, чем в Петербурге. «Кроме того, в Москве сетевые медицинские учреждения объединяются под единым брендом, в частности стоматологические клиники. В какой-то степени эта тенденция присутствует и в Петербурге», – отмечает Яковлев. И добавляет, что в столице перечень медучреждений в программе обычно ограничен, нередки программы с перечнем из пяти лечебно-профилактических учреждений вместо привычных для Петербурга нескольких десятков. О сокращении списка медучреждений в полисах местные страховщики задумываются регулярно, особенно когда медики в очередной раз повышают расценки на услуги.
Дружба дружбой, а бизнес – врозь
Рисковое страхование жизни и здоровья – пусть пока не очень мощное, но стратегически важное направление для страховщиков, особенно крупных. В большинстве случаев застраховать жизнь и здоровье гражданина заставляют банкиры, выдавая кредит на покупку жилья. А поскольку ипотека в России медленно, но верно растет, соответственно, растет и спрос на услуги страховщиков. Хотя не исключено, что в скором времени эта связь прервется. Некоторые банки уже перестали требовать от заемщиков страховать жизнь при выдаче кредита. Понятно, что страховые компании отнеслись к этой инициативе негативно. Но у банка свои интересы – они хотят снизить совокупную стоимость кредита для заемщика.
Учитывая, что средний объем займа в СЗФО колеблется в диапазоне 60−70 тыс. долларов, стоимость страховки в размере 1,5−2% в год от суммы займа – величина достаточно существенная, и, скорее всего, заемщик предпочтет сэкономить. Впервые в августе этого года от обязательного личного страхования в виде маркетинговой акции на месяц отказался Городской ипотечный банк. «Потенциальных заемщиков заинтересовало наше предложение», – отметил заместитель председателя правления Городского ипотечного банка Игорь Жигунов. И, по его словам, правление банка решило продлить акцию до конца октября. Опрошенные корреспондентом «Эксперта С-З» банкиры скептически отнеслись к инициативе конкурента и заявили, что не планируют в ближайшее время отменять требование к заемщикам по страхованию жизни и здоровья.
Похожая ситуация складывалась несколько лет назад со страхованием титула, когда заемщик (он же собственник недвижимости) страхует свои имущественные интересы, которые могут пострадать в связи с прекращением или ограничением прав собственности. Иными словами, покупая такую страховку, собственник жилья защищается от претензий бывших собственников. Но понятно, что банкир до выдачи кредита, а тем более страховщик перед оформлением договора проверят чистоту сделки. И поскольку риск наступления страхового случая минимален, сегодня редкий банк требует от заемщика страхование титула. Не исключено, что ситуация со страхованием жизни и здоровья будет развиваться по аналогичному сценарию.
Впрочем, большинство банкиров и страховщиков понимают, что покупатели квартир – люди разумные, осознают все риски и рано или поздно застрахуются. «Граждане самостоятельно страхуют свою жизнь, чтобы обеспечить финансовую защиту своих близких при наступлении неблагоприятных обстоятельств, в том числе защиту от долгов перед кредиторами», – рассуждает директор департамента урегулирования убытков страховой компании «КЛАСС» Антон Басин.
По мнению генерального директора страховой компании «Регион» Дмитрия Фельдмана, с ростом доходов постепенно меняются и потребности граждан в страховании. «Еще два года назад по числу обращений к страховщику лидировало страхование автомобиля, второе место занимало страхование квартиры, дачи и только в конце списка – страховая защита собственной жизни и здоровья. Сейчас сложившаяся иерархия ценностей в рамках страховой защиты постепенно меняется: жизнь, здоровье начинают занимать в ней более достойное место. Тенденция эта продолжится вместе с ростом доходов граждан», – уверен Дмитрий Фельдман.
Курочка по зернышку…
В первом полугодии страховщики энергично осваивали два новых вида обязательного страхования. Один из них – страхование ответственности исполнителя по государственному контракту. Этот вид страхования появился в начале 2006 года, когда государство разрешило исполнителям госзаказа при сумме контракта более 50 млн рублей предоставлять в качестве финансового обеспечения своих обязательств не только банковскую гарантию, но и страховку. Исполнителям, прежде всего строительным компаниям, страховать ответственность оказалось выгоднее, чем покупать банковскую гарантию, поскольку гарантия стоит в среднем 5% от суммы контракта, а страховка – максимум 2%. Но долгое время страховые компании не могли получить лицензии, чтобы начать осваивать новое для себя направление деятельности. Всерьез многие занялись им только в начале 2007 года. Впрочем, большинство госконтрактов заключается именно в первой половине года. «В 2006 году компания активно готовилась выйти в этот сегмент – проводили анализ рынка, прогнозировали развитие ситуации, изучали конкурентную среду и продукты конкурентов, на основе полученной информации разрабатывали полный комплект страховой документации. Появились специализированные департаменты по обслуживанию клиентов, – вспоминает ведущий специалист по маркетингу страховой группы „Помощь“ Олег Курка. – И мы не прогадали. По страхованию ответственности исполнителя по государственному контракту компания собрала более 21 млн рублей».
Кроме этого, в первом полугодии страховщики энергично готовились к освоению туристического рынка. Согласно изменениям, внесенным в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», до 1 июня текущего года туроператоры должны были обзавестись финансовыми гарантиями, чтобы в случае невыполнения обязательств перед клиентами покрыть им материальный ущерб. В качестве финансовой гарантии может выступать страховка либо банковская гарантия. Большинство туроператоров (95%) предпочли застраховать свою ответственность. Страховщики оценивают емкость нового рынка СЗФО примерно в 1 млрд рублей.
По словам директора центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, страховой компании «Русский мир» Гаяне Календжян, диапазон тарифных ставок весьма широк – взнос по договору может составлять от 1 до 5% от страховой суммы (размера финансовой гарантии). «В Петербурге стоимость полиса страхования ответственности для туроператора, работающего на международном рынке, составит 1−1,3% от страховой суммы, или в среднем 50−65 тыс. рублей в год. Для крупного туроператора это небольшая сумма. В регионах ставки чуть выше – от 1,5 до 2,5%», – рассказывает Гаяне Календжян. По ее мнению, страховщики пошли на такие условия, чтобы сохранить за собой рынок туристического страхования. Гарантии, выдаваемые банками, стоят дороже – примерно 5%.
Санкт-Петербург
«Эксперт Северо-Запад» №32(334)Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить лайки в вк