Инвестиции на рынке загородной недвижимости по сотоянию на 2007 год

Загрузка ...

Опыт трех последних лет показал, что ее величество Инвестиционная составляющая оказалась весьма привлекательной для достаточно обширного круга граждан России, которые в эпоху первоначального накопления капитала стали счастливыми обладателями некоторого количества дензнаков. Но если раньше индивидуум хранил сбережения в валюте и следил за соотношением рубля и доллара, то не столь давно данный метод хранения ликвидности стал исключительно невыгодным.

Для рынка недвижимости, казалось, настал звездный час.

Глядя, как дорожают квадратные метры и сотки, инвесторы, успевшие в них выгодно вложиться, радостно потирали руки. Но в конечном итоге для граждан, рассчитывающих, что можно приобрести недвижимость и спокойно наблюдать, как она растет в цене, приходят времена, когда счастье обладания переходит в тревогу о сохранении нажитого. Порой это лишь смутная тревога по поводу того, что «моя недвижимость подорожала в три раза, а соседская — в пять». По всей видимости, период динамичного роста цен на загородную недвижимость подходит к концу.

В эпоху «доступного жилья» городское население интересуется ростом цен на недвижимость с выражением спокойной отрешенности на лице, свойственной людям, прекратившим борьбу. Не угнавшись за ценами на квадратные метры, россияне начинают скупать дорогую мебель и недешевые автомобили. Два последних года охарактеризовались доселе невиданным всплеском интереса к коттеджным поселкам и участкам для строительства дач и коттеджей. Как отреагировали на него загородные застройщики?

Все ближе, все доступнее

Предложение на рынке загородной недвижимости легко поддается статистическому анализу. В начале 2005 года на рынке, по данным отдела аналитики, было представлено 16 коттеджных поселков, домовладения в которых на тот момент активно рекламировались и продавались. В январе 2006 года в данном сегменте позиционировались 42 проекта. По данным на декабрь 2007, в продаже одновременно находились объекты в 87 коттеджных поселках. На поверхностный взгляд, если просто считать «по головам», объем предложения за три года увеличился пятикратно.

Если же учитывать, что растет не только количество коттеджных поселков, но и число домовладений в их составе, цифры и подавно окажутся впечатляющими: число предлагаемых к продаже будущих домовладений за обозначенный период выросло в десятки раз. Если, по данным аналитиков АН «Итака», в первом квартале 2006 года 54% находящихся на тот момент в стадии активных продаж являли собой массивы с количеством домов от 21 до 50, то сегодня 23% поселков рассчитаны на 80 и более домовладений (два года назад таковых было 12%). В 2007 году появился неологизм «мегапроекты». Применительно к малоэтажной застройке, это определение означает массивы с числом домовладений от тысячи.

Выбирать есть из чего. На картах перспективной застройки появились уже не просто коттеджные поселки и поселочки из нескольких особняков. На планшетах архитекторов и генпланах, предлагаемых девелоперами, потенциальный новосел может узреть целые микрорайоны комплексной малоэтажной застройки, где есть место и особнякам, и домам на две семьи — дуплексам (мало кто год-два назад знал это слово), и сблокированным комплексам типа «таунхаус», и загадочным лейнхаусам (правда, последние пока только в подмосковной Ильинке).

Инвестиции — вложение денежных средств для извлечения доходов или прибыли; собственность, приобретенная для получения доходов или прибыли.

Все большее число застройщиков позиционирует свои проекты как «доступное и комфортное» загородное жилье, «дома по ценам квартир» и т. п. Но действительно ли дом со своим участком становится по-настоящему доступным для среднестатистического горожанина? Это большой вопрос.

Эхо «большого скачка»

 


 

Никто толком не исследовал, какую долю занимают в русле потоков, протекающих через «загородное», оно же «пригородное», оно же «малоэтажное», оно же «коттеджное» жилье, именно инвестиционные деньги. По разным данным, покупателей-инвесторов — от 15 до 40%. Первая половина 2006 года ознаменовалась «большим ценовым скачком» на рынке городских квартир.

Основной причиной переориентации предпочтений инвесторов с квартирного рынка на загородный, которая случилась впоследствии, являются очевидная переоцененность городского жилья в столицах и еще более очевидное несоответствие, характеризующееся соотношением «цена — качество». Что же на фоне этого происходит с пригородными землями?

Что же происходило в обозначенный период на земельном рынке? Можно видеть, что в вопросе ценовой динамики он отстал от квартирного ровно на год. Стремительный взлет цен на городское жилье случился в первой половине 2006 года (это фиксировали графики, показывающие цену квадратного метра в петербургской квартире, которые регулярно публиковали наши партнеры — аналитики www.bn.ru). Ровно через год, тот же путь повторила кривая (см. рис.2), отражающая цену сотки земли в каталоге-таблице. Примечательно, что вместе с ценами с марта по сентябрь 2007 года росли и объемы предложения земельных участков (синие столбики отражают их в относительных величинах). Видимо, именно прошлым летом многие инвесторы, вложившие деньги в землю, пришли к выводу, что настал момент выгодно реализовать ее.

Летом случилось традиционное затишье: в июле – августе ни цены, ни объемы предложения не увеличивались, что, по всей видимости, объясняется отпускным межсезоньем. Затем передышка, а следом за ней — новый скачок: и цен, и объемов предложения.

Теперь мысленно вернемся примерно на полтора года назад, к событиям конца лета — начала осени 2006 года. На рис.2 видно, что с сентября 2006-го по март 2007 года объемы предложения участков уменьшались. Вероятно, это обусловлено тем, что скачок цен на городские квартиры переключил внимание потенциальных инвесторов — покупателей недвижимости на рынок земли. Проданные участки стали выбывать из каталога, и последние «похудели».

В заключение отметим некоторые выявленные нами тенденции, за недостатком места не проиллюстрированные здесь графиками.

С сентября 2006–го по февраль 2007 года количество объявлений с предложением крупных (свыше 3 га) участков земель сельскохозяйственного назначения увеличилось почти в два раза, однако уже к июню вернулось на прежний уровень.

Средний срок экспозиции участка в каталоге «ЗО» в первой половине 2006 года составлял 4,2 мес., во второй — 2,2 мес. В прошлом году ситуация оказалась почти «зеркальной»: 2,7 мес. в первом полугодии и 3,8 — во втором. На фоне обозначенной на рис.2 роста цены предложения сотки земли, это означает, что продать участок по «спекулятивной» цене становится все труднее.

Инвестиционные акценты

Можно утверждать, что повышенный интерес к инвестициям в недвижимость пропадет лишь тогда, когда темпы роста цен на нее сравняются с инфляцией.

Вспомним житейское правило, имеющее под собой строгую научно-экономическую основу: чем больше инвестор желает выгоды, тем выше риски получить не столько, сколь­ко рассчитывал, не то, что хотел. А как предел — не получить вообще ничего. До недавнего времени применительно к загородной недвижимости это правило не срабатывало. Динамика средней цены предложения земельных участков  ИЖС, садоводство