Обзор вторичного рынка жилья в Кировском районе

Загрузка ...

Близость торгового порта снижает ликвидность квартир в Кировском районе, одновременно подстегивая рост коммерческой недвижимости. Но жилая функция ждет реванша: после реализации ряда инфраструктурных проектов и программы по реновации хрущевок район может стать более привлекательным для проживания.

Кировский район расположен на юго-западе Петербурга. Его западная граница проходит по побережью Финского залива. На севере территория граничит с Адмиралтейским районом, на востоке – с Московским, на юге – с Красносельским. В состав района входят исторически сложившиеся микрорайоны – Нарвская застава, Автово, Дачное, Ульянка, а также острова – Гутуев, Белый и Канонерский. Площадь района – 4,8 тыс. га. Его население составляет примерно 360 тыс. человек.

Фабричный район

Границы Кировского района в современном виде сложились в 1973 году после выделения из его состава Красносельского. В царское время северная часть современного Кировского района, так называемая Нарвская застава, была самым крупным рабочим предместьем Петербурга.

В 1801 году сюда был переведен из Кронштадта чугунолитейный и металлический завод (нынешний Кировский). В середине XIX века были проложены две ветки железной дороги – Балтийская и Варшавская. А в 1880-х годах из Кронштадта на Гутуевский и прилегающие к нему острова был перемещен торговый порт. Появление терминала и железных дорог быстро превратило Нарвскую заставу в крупнейший промышленный район города. Вокруг заводов и фабрик начали строить бараки и доходные дома для рабочих. Жилые кварталы для работников предприятий возводили также в местных деревнях – Автово, Дачном, Ульянке.

Сегодня эта часть Петербурга является одним из крупных промышленных центров города. Кировский район занимает второе место по количеству промышленных предприятий среди других территорий Петербурга, уступая лишь Выборгскому. В районе расположены многочисленные промышленные предприятия: завод ЖБИ, «Стройдеталь», НИИ «Гипрохим», Аккумуляторный завод, завод «Северная верфь», Автовский ДСК и др.

Около четверти площади района занимает промышленная зона, но ее доля постепенно уменьшается: часть предприятий закрывается, другие выводятся за пределы городской черты.

На рассматриваемой территории пять станций метро: «Нарвская», «Кировский завод», «Автово», «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». Они неплохо решают проблему транспортной доступности. Вдоль проспекта Народного Ополчения проходит линия железной дороги на Петергоф и Ораниенбаум, в зоны дачного отдыха.

Владельцам личного автотранспорта приходится труднее. В центр города из района существует только два выезда – по Ленинскому проспекту и по набережной Обводного канала через Старо-Петергофский проспект. Но и они забиты машинами. Огромные фуры вынуждены ежедневно пробиваться к торговому порту и обратно, что часто является причиной заторов на дорогах. Жители домов, расположенных поблизости от оживленных магистралей (проспекта Стачек, проспекта Маршала Говорова), жалуются на шум. Впрочем, проблему грузового транспорта в Кировском районе городские власти обещают решить в следующем году, когда будет построен Западный скоростной диаметр. Он позволит открыть подъезды к порту, минуя жилые кварталы.

Обилие промышленных предприятий и транспорта негативно влияет на экологическую обстановку в районе. Исторически здесь всего два зеленых массива – парк имени 9 Января (у здания администрации района) и парк Александрино. Последний создан на месте, где была усадьба, принадлежавшая во второй половине ХVIII века генералу от кавалерии А.И. Чернышеву. В парке сохранился памятник архитектуры – усадебный дом «Чернышева дача».

Одно из достоинств Кировского района – развитая социальная инфраструктура. В районе работает сеть учреждений социальной сферы: муниципальное учреждение «Территориальный Центр социальной защиты населения», отделение «Хоспис», Центр восстановительного лечения детей, 23 поликлиники.

 «Промышленный» север и «спальный» юг

По составу и качеству жилищного фонда Кировский район можно разделить на две части – северную и южную. Они формировались в разное время, поэтому жилищная застройка в них существенно отличается. Старая, северная часть района – район Нарвских ворот и Кировского завода – промышленная, жилые кварталы со всех сторон зажаты предприятиями.

Массовое строительство жилья началось здесь в 30-е годы прошлого века. Большая часть домов – здания в конструктивистском стиле («кировки»), а также сталинки и хрущевки. В районе есть несколько кварталов старого фонда. Качество жилья в северной части Кировского района оставляет желать лучшего, местные квартиры стоят дешево и спрос на них невелик – здесь немало ветхих домов с изношенными инженерными сетями.

Исключение составляют кварталы сталинского периода, размещенные между станциями метро «Кировский завод» и «Автово». Этот район застраивался уже после войны, большая часть домов – добротные сталинки. Кварталы неплохо обеспечены социальной инфраструктурой. Здешние сталинки дешевле аналогичных в Московском районе на 10–20%, хотя их качество ничуть не хуже.

В южной части района (Дачное, Ульянка) строительство велось в 1960–70-е годы, и жилье здесь представлено самое разнообразное: хрущевки, брежневки, «корабли» и дома современных серий. Это относительно благоустроенный, сложившийся спальный район, неплохо обеспеченный социальной инфраструктурой.

По словам Сергея Бобашева, главного аналитика ГК «Бюллетень Недвижимости», спросом у покупателей жилья в Кировском районе, в основном, пользуются квартиры в домах у метро «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». «При относительной дешевизне квартир, здесь очень хорошо развита торговая инфраструктура, – говорит Сергей Бобашев. – Наибольшую популярность имеет качественное жилье в кирпичных зданиях вдоль Ленинского проспекта, а также в домах современных серий. Спросом также пользуются сталинки в районе метро «Автово».

По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра в Кировском районе составляет примерно 84 тыс. руб. Самый дорогой «квадрат» предлагают в сталинках на Ленинском проспекте и в кирпичных домах на проспекте Ветеранов. Его стоимость достигает 115 тыс. руб. Самые дешевые варианты можно найти в панельных домах на улице Стойкости и на проспекте Маршала Жукова. Квадратный метр в таких квартирах едва дотягивает до 57 тыс. руб.

Бизнес-территория С-класса

Кировский район занимает пятое место по обеспеченности качественными торговыми площадями. Крупные зоны торговой и развлекательной инфраструктуры сложились у каждой из станций метро и на основных транспортных магистралях.

На рассматриваемой территории находятся четыре крупных торговых комплекса: «Французский бульвар» (16,4 тыс. кв. м), ТК «Галерея 1814» (8 тыс. кв. м), «Кировский» (16 тыс. кв. м) и «Фиолент» (17 тыс. кв. м), а также три ТРК – «Континент» (56,7 тыс. кв. м), «Румба» (22 тыс. кв. м) и «Ульянка» (18,4 тыс. кв. м).

Большой продуктовый гипермаркет в районе один – это «О’Кей» на проспекте Маршала Жукова. Притом, что крупных магазинов товаров для дома и строительства несколько – «Максидом» и «ЭТМ» на Ленинском проспекте, «К-РАУТА» и «Желтый угол» на проспекте Маршала Говорова.

В настоящее время на территории района идет строительство торгово-развлекательных комплексов у станций метро «Ленинский проспект» (девелопер – компания «Торговый сервис», площадь 10 тыс. кв. м) и «Кировский завод» (девелопер – компания «ВМС», общая площадь порядка 60 тыс. кв. м).

В Кировском районе сосредоточено большое количество низкокачественных бизнес-центров (в основном, класса «С» и ниже), появившихся в ходе реконструкции промышленных зданий. Особенно много таких объектов в районе улиц Маршала Говорова и Гапсальской. Среди крупных бизнес-центров класса «С», расположенных в районе, – «Балтийский морской центр», «Гутуевский комплекс», БЦ «Двинская, 16/2», «Бизнес-парк Остров», «Ресурс», «Двинская, 3», «Аксанкт» и др. (объекты перечислены по мере уменьшения их площади: самый крупный «Балтийский морской центр» – 13 тыс. кв. м, площадь «Аксанкта» – 1,5 тыс. кв. м).

Объекты класса «А» в районе отсутствуют. Категории «В» соответствуют только пять офисных комплексов: «Шереметев», «Балтика», «Прин», «Румба» и «Гапсаль» (их площадь варьируется от 6 до 17,3 тыс. кв. м). Ведется реконструкция административных зданий промышленных предприятий под бизнес-центры на проспекте Стачек, 18 (БЦ «Прогресс») и проспекте Стачек, 48 (БЦ «Империал»).

Кировский район – один из лидеров по обеспеченности складскими помещениями. Большая их часть сосредоточена на предпортовой территории, где располагаются склады фабрик и заводов, а также оставшиеся от советских времен хранилища и базы.

В районе ведется активное строительство современных складских комплексов. Так, компания «Альтернатива Синицы» возводит торгово-складской комплекс и гараж-стоянку на улице Трефолева. О начале строительства складского комплекса на Гутуевском острове площадью 10 тыс. кв. м в сентябре прошлого года объявила компания «СИА Интернейшнл Санкт-Петербург». Новый комплекс обещает стать одним из крупнейших среди фармацевтических складов города.

По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», средний уровень арендных ставок в Кировском районе на офисные помещения составляет около 625 руб. за кв. м в месяц. Цены на аренду торговых помещений выше – около 1 тыс. за кв. м в месяц. Квадратный метр складской недвижимости можно арендовать в среднем за 275 руб. в месяц.

Перспективы ЗСД и экспресса

Сегодня в Кировском районе возводят дома несколько строительных компаний – «ЛЭК ИСТЕЙТ», «М-Индустрия», «Балтстрой», «Эталон ЛенСпецСМУ», «Северный город», «Трест 47» и др. Несколько крупных жилых комплексов появится в районе Ленинского проспекта. Например, компания «ЛЭК ИСТЕЙТ» на пересечении проспекта Стачек и Ленинского проспекта ведет строительство жилого комплекса «Монплезир», состоящего из трех кирпично-монолитных домов разной этажности (11–25 этажей). Все очереди здания планируют сдать в эксплуатацию в первой половине текущего года.

На пересечении Ленинского и Дачного проспектов та же компания построила жилой комплекс «Бельведер». Пять кирпично-монолитных жилых корпусов высотой от 14 до 21 этажа были сданы в эксплуатацию в конце 2007 года.

На Ленинском пр., 139, компания «Балтстрой» возводит 25-этажный кирпично-монолитный комплекс «Современник». Его строительство планируют завершить в четвертом квартале 2009 года.

 «Большая часть строящихся в районе зданий относится комфорт-классу, ведь именно качественного жилья остро не хватает Кировскому району, оно пользуется повышенным спросом, – говорит Сергей Бобашев. – Активное возведение домов ведется в районе пересечения проспектов Ленинского, Дачного и Стачек, а также в микрорайоне Ульянка и у станции метро «Проспект Ветеранов».

Практически все реализуемые проекты – уплотнительная застройка. Но она постепенно «сходит на нет». Несмотря на то, что свободных пятен в Кировском районе еще хватает и спрос на современное жилье высок, в последнее время строители редко приобретают здесь участки. По мнению Сергея Бобашева, застройщики опасаются конкуренции со стороны «Балтийской жемчужины» и других проектов-милионников, которые планируется возвести в соседнем Красносельском районе.

Перспективы развития жилой функции эксперт связывает с реализацией городской программы реновации хрущевок. В адресный перечень кварталов, предназначенных под снос, вошли четыре территории Кировского района – у парка Александрино, квартал 6 района Ульянка, территория района Нарвской заставы, у Промышленной улицы, а также кварталы 7–9 района Автово. «В случае успешной реализации программы в Кировском районе исчезнет дефицит качественного жилья», – считает Сергей Бобашев.

Положительное влияние на развитие как жилой, так и коммерческой недвижимости района, окажет реализация проектов по улучшению транспортной доступности территории – строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) и «Надземного экспресса». Следует отметить, что Южную ветку ЗСД, которая станет частью Кольцевой дороги вокруг Петербурга, планируют завершить уже в текущем году.

Строительство «Надземного экспресса» планируется начать в 2008 году. Трасса свяжет пять южных районов города – Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский. Ее общая протяженность составит приблизительно 20–26 км. Первая очередь трассы появится в начале 2011 года

 «Реализация проектов по улучшению транспортной доступности района подтолкнет развитие не только жилой, но и коммерческой недвижимости», – считает Сергей Бобашев. По его мнению, активизируется строительство и реконструкция складских терминалов в районе порта, усилится торговая инфраструктура на территориях, примыкающих к Дачному проспекту и проспекту Ветеранов. Последний, после строительства «Надземного экспресса», превратится в крупный транспортный узел.

Кировский район

Структура жилищного фонда

Жилищный фонд

 Кол-во

"сталинские" дома (1930-е, 1950-е гг.)

 229

5-этажные панельные дома (1960-е гг.)

567

5-этажные типовые кирпичные здания
компактной планировки (1950-1960-е гг.)

 162

жилые дома, построенные по
индивидуальным проектам

21

жилые здания постройки до 1917 года

39

общежития

36

панельные дома выше 5 этажей (1970-1980-е гг.)

131

панельные дома улучшенной планировки
(1980-1990-е гг.)

 31

прочие жилые здания (1920-1950-е гг.)

297

строящиеся или реконструируемые здания

 8

типовые кирпичные здания (1970-е гг.)

126

  Самые дорогие квартиры

 

 ккв

 адрес

 руб./кв. м

 тыс. руб.

 тип дома

 4ккв

Ленинский пр. 116

114716,9

 11700,0

Сталинские

 2ккв

Ветеранов пр. 108 

114029,9

 7640,0

Кирпич

 3ккв

 Ветеранов пр. 114 к.1

106891,3

6980,0

Кирпич 

 3ккв

 Стачек пр. 120

106727,3

 5870,0

Панель

 2ккв

 П. Кузьмина ул. 23

103004,3 

 4800,0

Кирпич 

 

Самые дешевые квартиры

 

 ккв

 адрес

 руб./кв. м

 тыс. руб.

 тип дома

 3ккв

Бумажная ул. 22  к.2  

 53030,3 

 5250,0

Ст. Фонд 

 2ккв

 Ленинский пр. 93

53892,2

 3600,0

 Кирпич

 3ккв

 Стойкости ул. 19   к.3

 55932,2 

 3300,0

Панель 

 3ккв

 М. Жукова пр. 34/1

 56198,3

 6800,0

 Кирпич

 3ккв

 Трефолева ул. 11  

 56410,3

4400,0 

Сталинские 

 

Источник Бюллетень Недвижимости | Автор Дарья Куксенкова 

http://www.bn.ru/articles/2008/02/08/25161.html